Главная » Файлы » Мои файлы |
04.01.2016, 12:32 | |
Урок формирования знаний. Математика 5 класс. Тема урока « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Учебник: математика .5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 16 изд. М. Мнемозина, 2015. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Цель: Мотивация на успешность в работе. Урок сегодня пройдёт необычно. Слайд №1. Дело в том, что жители «3/9 Царства» узнали, что в нашем « 5/3 Государстве» начали изучать тему « Обыкновенные дроби», а у них большие проблемы с вычислениями обыкновенных дробей. Герои 3/9 царства просят у нас помощи. В работе нам будут помогать консультанты -ученицы 11 класса: Анна, Юля и Оксана.
Формируемые УУД: Познавательные: анализ, сравнение, использование знаковой системы, осознанное применение логически выстроенных высказываний. Регулятивные: планирование пути достижения успешного ответа при выполнении учебного задания, фиксация затруднения из – за нехватки знаний, волевая саморегуляция в возникшей проблемной ситуации. Коммуникативные: аргументация своих действий, выражение своих мыслей. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала (основное свойство дроби, приведение дробей к одинаковому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями). Задачи: 1)зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов; 2)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями. Первой в гости прилетела Баба – Яга. Она отлично помнит рецепт снадобья от радикулита, но забыла, что такое дробь и как рассчитать дробь от числа. Слайд №2. Всего 280 мухоморов, 1/7 всех грибов надо измельчить, 3/4 всех мухоморов – пожарить, остальные залить колодезной водой. Вопросы классу: 1. Что называется дробью и что показывает её знаменатель? 2. Как найти дробь от числа? 3. Ребята, найдите число мухоморов, которые надо измельчить, и сколько – поджарить. Надеюсь, радостная улетела от нас баба – Яга. На порог поднимается Кот - Баюн. Слайд №3. Он никак не может понять, почему одну дробь можно записать разными натуральными числами, но значение её при этом не меняется. Выберите из предложенных чисел, дроби, равные, ¾. Кто сможет объяснить, почему, мы можем уверенно ставить знак равенства между разными на вид, дробны ми числами. Что же, не знал Кот – Баюн? Ответ: Основное свойство дроби. У доски запишите в буквенном выражении основное свойство дроби. Ребята, завтра в 3/9 Царстве контрольная работа по сложению обыкновенных дробей. Змей - Горыныч просит вас проверить, верно ли, он выполнил домашнее задание. Слайд №4.Если есть ошибки – исправьте. Кто сможет объяснить, почему сложение дробей выполнено неверно? Ответ с места: Змей – Горыныч не знает правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Формируемые УУД: Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации Цель: сформулировать цель и тему урока. Задачи: организовать коммуникативное взаимодействие и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Почему мы не можем проверить решение третьего примера? Ответ с места: «Не знаем правило сложения дробей с разными знаменателями». Значит, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Ответ ученика: «Научиться складывать дроби с разными знаменателями». Цель урока озвучена верно: « Нам необходимо научиться складывать дроби с разными знаменателями». Вопрос учителя: « Чтобы уверенно и успешно складывать дроби с разными знаменателями нужен ли пошаговый алгоритм?» Да. Значит задача наша: «Сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями». Как сформулируем тему урока? Ответ с места: « Правило сложения дробей с разными знаменателями». Откроем тетради и запишем тему урока» Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Вспомните, что такое « математическое правило» и какие шаги нужно сделать, чтобы его сформулировать? Ответы с места: 1. Математическое правило – это инструкция для математических действий.2. Правило – это шаговая инструкция, в которой отражена закономерность. 3. Чтобы сформулировать правило (закон) необходимо сделать 3 шага: Шаг №1. Сравнить знаменатели дробей. Шаг №2. Найти общее (одинаковое) или постараться сделать общее. Шаг №3. Вспомнить ранее, изученные правила. Вопросы к классу: 1.«Что значит «Сравнить знаменатели дробей?». Ответ: Определить наибольшее и наименьшее число. 2.Если мы определим наибольшее и наименьшее число, то, как получим равные знаменатели? Учитель предлагает прочитать текст учебника И. И. Зубарев, А. Г. Мордкович на странице122 , задание № 439. Напомню, что целью урока является формулировка правила сложения дробей с разными знаменателями. Работая в паре или в группе, а возможно и самостоятельно, попробуйте составить порядок шагов нового для нас правила. IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 минут) Формируемые УУД: Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений/ Познавательные: анализ, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, выдвижение гипотез, создание способа решения проблемы, создание модели для решения проблемы. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия. Задачи: зафиксировать новый способ действия в знаковой и словесной формах. Учитель предлагает прочитать текст учебника « Математика 5 класс» И. И. Зубарев, А. Г. Мордкович на странице122 , задание № 439.Напомню, что задача урока: сформулировать правил сложения дробей с разными знаменателями. Работая в паре или в группе, а возможно и самостоятельно, попробуйте составить порядок шагов нового для нас правила. На работу отводится 7 минут. Все варианты ребята по своему желанию показывают у доски и проводится обсуждение. Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей: 1.Найти общий знаменатель двух (и более дробей). 2. Расставить дополнительные множители на каждой дробью. 3. Подсчитать общий числитель. V. Обобщение и первичное закрепление (15минут) Формируемые УУД: Личностные: готовность к самообразованию. Познавательные: осуществлять логическую операцию перехода от модели к конкретному заданию. Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные способы деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации своей учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по намеченному плану, адекватно оценивать свои возможности достижения цели. Цель: первичная отработка и осознание стандартного алгоритма. ИКТ компетентности: соединять устройства ИКТ, осуществлять информационное подключение к локальной сети. Задачи: пошаговое применение стандартного алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями Правило сложения дробей с разными знаменателями мы сформулировали и рассмотрели его применение при сложении двух дробей. Теперь постарайтесь выбрать истинное высказывание для себя. Слайд № 5. Истинность выберите из трёх умозаключений6 1.Я понял алгоритм сложения дробей с разными знаменателями и сам применю его в решении. 2.Я знаю алгоритм, но боюсь допустить ошибку и далее предпочту работать в паре или группе. 3. Я нуждаюсь в дополнительной консультации. А сейчас - физкультминутка (физкультминутка «Елочка» на 45 секунд). Слайд №6 Задание для первичного закрепления нового правила: 1 вариант: на оценку «4»: № 441(а,б), на оценку « 5» : »:№ 441(а,б) + № 444(а, б). 2 вариант: № 442(а,б)На оценку «4» + №444(в, г)на оценку « 5». Учащиеся, нуждающиеся в консультации, проходят к моноблокам, просматривают видеоурок « Сложение дробей с разными знаменателями» и садятся на прежние места, продолжая (по желанию), работать с консультантами. VI. Самопроверка. Заполнение листа успешности учебных действий (5 минут) Формируемые УУД: Личностные: осуществлять самоконтроль, проявлять готовность к самообразованию. Познавательные: верно строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности, планировать конкретные шаги в работе, осуществлять помощь однокласснику. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по намеченному плану, адекватно оценивать свои возможности достижения цели. Цель: проверка успешности применения стандартного алгоритма для решения учебного задания. Задачи: осуществить самопроверку применения правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Слайд№7. Учитель: Ребята, проверьте шаги применения правила сложения дробей с разными знаменателями. Затем заполните листы успешности в осознании и применении следующих свойств и правил, применяемых на уроке: 1) основное свойство дроби; 2) правило сложения дробей с равными знаменателями; 3) правило сложения дробей с разными знаменателями. Учащиеся заполняют лист успешности с помощью полосок трёх цветов: красного цвета (отлично понял и могу сам применить), желтого цвета (понял, но боюсь допустить ошибку) и зеленого (нужна ещё консультация). VII. Домашнее задание. Инструктаж (3 минуты). Дома предстоит закончить номера заданий учебника № 442 и № 444. Назовите общие знаменатели дробей в данных примерах на сложение и вычитание дробей. Ребята, из 3/9 царства к нам в 5/3 государство пришла телеграмма: Спасибо за новые знания. Жители 3/9 царства. Как вы думаете, мы достойную помощь оказали жителям этого царства? Урок закончен.
| |
Просмотров: 403 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |