Воскресенье, 13.10.2024, 05:26
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Пояснительная записка . Физика. ?-9 класс. ФГОС. Перышкин
[ Скачать с сервера (104.2 Kb) ] 09.05.2015, 19:57

                                    Пояснительная записка.

 

              Программа  по физике  для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии:

1) с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего   образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);

2) с Программой  основного общего образования. Физика.7-9 классы (авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.   М.: Дрофа, 2013.);

              Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояс­нительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным   результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых  на их изучение и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной дея­тельности школьников; рекомендации по оснащению учебно­го процесса.

                                 Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для есте­ственно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

 В 7и8 классах  происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся боле сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законов для построения представления о физической картине мира;

- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования  достижений  науки в дальнейшем развитии цивилизации;

-формирование убеждённости  в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

- организация экологического мышления  и ценностного отношения к природе;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физика как  профильного предмета .

Достижение  целей обеспечивается решением следую­щих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

-приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природ­ные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измери­тельных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятия­ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно – научных знаний учащихся наряду с химией. Биологией. Географией. Принцип построения курса - объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей.

 Изучение строения вещества в 7 классе создаёт представление  о познаваемости явлений, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула – атом, строение атома – электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления, закона Паскаля, объяснения изменения атмосферного давления.

В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений.Далее изучатся электрические . электромагнитные и свыетовые явления.

Курс 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. В  курс 9 класса добавлен астрофизический материал.

                                               Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 часов, в том числе в 7, в 8, в 9 классах по 70 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

 Содержание курса физики  основной школы является базовым звеном в системе непрерывного естественно – научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

                                              Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.

Метапредметными результатами обучения физике в ос­новной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формиро­вания умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие резуль­таты, являются:

- понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или ра­боты внешних сил, электризация тел, нагревание проводни­ков электрическим током, электромагнитная индукция, отра­жение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряже­ние, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденно­го пути от времени, удлинения пружины от приложенной си­лы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода коле­баний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от элект­рического напряжения, электрического сопротивления про­водника от его длины, площади поперечного сечения и ма­териала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньюто­на, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архиме­да, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоян­но встречается в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

- овладение разнообразными способами выполнения рас­четов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использова­ния законов физики;

- умение использовать полученные знания, умения и на­выки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

                                            

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                2. Содержание и структура дисциплины

2.1 Содержание разделов дисциплины

7 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Предметные результаты обучения    для  данной теме

1

2

3

4

1

Введение

(4 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические  свойства тел. Наблюдение  и  описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

- понимание физических терминов: тело. вещество, материя;

- умение проводить наблюдения физических явлений, измерять физические величины: расстояние . промежуток времени, температуру, определять цену деления шкалы прибора с учётом погрешности измерения;

- понимание роли учёных нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс

 

 

2

 

Первоначальные сведения о строении вещества

(6ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества.  Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твёрдых, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей  и твёрдых тел на основе молекулярно – кинетической теории

- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

 - владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

- понимание причин броуновского движения,  смачивания и несмачивания тел, различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов;

- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дробные единицы;

 - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды)

3

Взаимодействие тел

(23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени  движения скорости. Инерции.  Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела.  Измерение массы. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести.  Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая двух  сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное  движение, инерция, всемирное тяготение;

- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объём, плотность тела, равнодействующую двух  сил, действующих на тело и направленных в одну и противоположные стороны; - владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения, и силы, прижимающей тело к поверхности( нормального давления);

- понимание смысла основных физических законов: Закон всемирного тяготения, закон Гука;

- владение способами выполнения расчётов при нахождении: скорости (средней), пути, времени, силы тяжести, веса, плотности тела, объёма, массы, силы упругости,  равнодействующей двух сил, направленных вдоль одной прямой;

- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путём, плотности тела с его массой и объёмом, силой тяжести и весом тела;

 - умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

 - понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при и з использовании;

 -  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

(21ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе  молекулярно – кинетических представлений.  Передача  давления жидкостями и газами Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы  измерения  атмосферного давления. Барометр.  Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

- понимание и способность объяснять физические явления ; атмосферное давление , давление жидкостей , газов и твердых тел , плавание тел , воздухоплавания , расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах , существование воздушной оболочка Земли ; способы уменьшения и увеличения давления ;

- умение измерять : атмосферное давление жидкости  на дно и стенки сосуда, силу Архимеда ;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: сила Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда ;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике : закон Паскаля, закон Архимеда ;

- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании ;

- владение способами выполнения расчётов  для нахождения : давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачи на основании использования законов физики ;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни ( экология , быт , охрана окружающей среды ).

5

Работа и мощность. Энергия(13ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага .  «Золотое правило» механики. Виды равновесия Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия Превращение энергии.

- понимание и способность объяснять физические явления: равновесия тел, превращение одного вида механической энергии в другой ;

- умение измерять : механическую работу, мощность, плечо силы , момент силы , КПД , потенциальной и кинетическую энергию ;

- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

- понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании ;

- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной  энергии;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

 

                                                                                                                                                         8 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Предметные результаты  обучения    для   данной темы

1

2

3

4

1

Тепловые явления

(23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.  Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

- понимание и способность объяснять физические явления : конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил , испарение (конденсация ) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение  жидкости при испарении , кипение, выпадение росы ;

- умение измерять: температуру, количество тепла, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха ;

- владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащего в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

- понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- понимание смысла закона сохранения и превращения  энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

- овладение способами выполнения расчётов для нахождения: удельной теплоёмкости, количества теплоты, необходимого для для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя,

-  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

 

2

Электрические явления

(29)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

- понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

- умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

 - владение экспериментальными методами исследования: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон  Джоуля – Ленца;

 - понимание принципа действия  электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, реостата, фонарика, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнения расчётов для нахождения: силы тока, напряжения , сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника,  работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, ёмкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

 - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

 

3

Электромагнитные явления

(5ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.  Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

 -понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током  и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

 - владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности)

4.

Световые явления

(10ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

- понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

 -умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

 -владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

 - понимание смысла основных физических законов и  умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

- различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни(экология, быт, охрана окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Законы взаимодействия и движения тел

(23)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение перемещение. Графики зависимостей кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли]. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

- понимание и способность  описывать  и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле,  свободное падение  тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

-знание и способность давать определения/описание физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;[первая космическая скорость],реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта; физических величин: перемещение, скорость прямолинейного равномерного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение рпи равномерном движении тела по окружности, импульс;

- понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их не практике;

- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного  движения, знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет – носителей;

- умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

 -  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

2

Механические колебания и волны

(12ч)  

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания].Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].

- понимание и способность описывать   и объяснять физические явления: колебание математического и пружинного маятников, резонанс ( в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

 - знание и способность давать определение физических  понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения,  Физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний от  длины его нити.

3

Электромагнитное поле

(16ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света.  Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп]. Типы оптических спектров. [Спектральный анализ]. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

- понимание и способность объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

-  знание и способность давать определения/ описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектрограф, спектроскоп;

- [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

4

Строение атома и атомного ядра

(11ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа, бета распадов при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

 - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующее излучение;

 - знание и способность давать определения/ описания физических понятий: радиоактивность, a, b и гамма частицы, физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном, и Э Резерфордом;

5

Строение и эволюция Вселенной.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Алексеевна
Просмотров: 714 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: